☰ Меню

Как разговаривать с коллекторами? Советы должникам

Как разговаривать с коллекторами правильно

Должники банков и МФО, которые не платят по счетам, рано или поздно сталкиваются с коллекторами. Чаще всего взыскатели ведут диалог по телефону, порой приходят на дом, и каждый раз должнику нужно помнить о том, как разговаривать с коллекторами, чтобы ситуация не усугубилась. Есть несколько правил, которые нужно соблюдать.

Как себя должен вести сам коллектор

Для начала следует понять, что может делать сам взыскатель, как он должен вести себя с должником. Помните, что это просто посредник, лично ему вы точно ничего не должны. И закон это четко определяет, указывая, что может делать коллектор:

  • общаться с должником вежливо, не грубя, не угрожая;
  • может только говорить о состоянии долга, но не может требовать закрыть ссуду (это уже будет считаться вымогательством);
  • звонить коллектор имеет право, но не чаще раза в сутки, двух раз в неделю  и восьми раз за месяц;
  • общение с должником не может вестись ночью и в поздние часы;
  • взыскатель может приходить домой к должнику, но тот вправе не впускать его;
  • коллектор обязан представиться и по требованию должника указать, интересы какого агентства он представляет;
  • звонки и сообщения скрытых номеров запрещены.

Важно! Коллектор обязан соблюдать этику общения. Если эта норма нарушается, вам грубят, угрожают, портят ваше имущество - незамедлительно обращайтесь в полицию и прокуратуру.

Как должен вести себя сам должник

В Законе о коллекторской деятельности прописаны обязанности коллектора, но при этом в отношении самих должников не сказано ничего. Предполагается, что они также должны вести себя нормально, говорить правильно, не грубить. Следует помнить, что коллектор - человек, и если должник предпримет к нему противоправные действия, он может за это ответить.

Правила поведения для должника:

  1. Не грубите взыскателю. Все разговоры однозначно записываются, и если вы вдруг решите как-то обозвать звонящего, он может подать на вас в суд за оскорбление личности.
  2. Не применяйте силу. Если вы предпримете агрессию, когда коллектор пришел к вам домой, будьте готовы отвечать за свои действия перед судом.
  3. Не портите имущество взыскателя. Бывают и такие должники, которые разбивают телефоны коллекторов, рвут на них одежду, причиняют вред транспорту. За это уголовной ответственности не понесете, но вот административный штраф придется заплатить, плюс возместить ущерб.

В остальном, никаких других ограничений нет. По новому закону вы можете не брать трубку, не открывать двери - никакого наказания за это нет, это ваше право.

Могу ли я не общаться с коллекторами?

Вы можете не брать трубку или вообще сменить номер телефона - это ваше право. Но помните, что если коллектор не может дозвониться до вас, он будет беспокоить ваших близких. При заполнении заявки на кредит или займ наличными гражданин указывает данные контактных лиц, им и будут поступить звонки, если до должника дозвониться невозможно.

Если не отстают взыскатели, вы имеете полное право официально отказаться от общения с ними. Новый закон это также предусматривает. Если с момента просрочки прошло больше 4 месяцев, надо написать коллекторской фирме отказ от взаимодействия.

Образец отказа нужно найти в интернете. Распечатайте его, заполните и можете отправлять по юридическому адресу коллекторского агентства. Адрес узнайте у коллектора при беседе, он обязан вам его предоставить. Если вы ранее получали письма от взыскателя, возьмите адрес из него.

Важно! Если офиса коллекторского агентства нет в вашем городе, отправьте ему заявление заказным письмом, обязательно с уведомлением. 

Если после получения заявления коллекторы не отстают, подавайте жалобу в прокуратуру - это прямое нарушение действующего законодательства. 

Еще один вариант избавиться о пристального внимания взыскателей - подать иск о признании себя банкротом. Задуматься о процедуре банкротства может любой гражданин с суммарным долгом более 500000 рублей. Стоит ли обращаться за получением такого статуса - решать вам, но после подачи заявления в Арбитражный суд от вас должны отстать все: и банки, и коллекторы, и МФО, выдающие срочные безотказные займы.

Как разговаривать с коллекторами по телефону

Если вам звонят, не обязательно, что вас ждет грубое общение и угрозы. Далеко не все агентства применяют такие методы работы, со многими звонящими можно в итоге найти точки соприкосновения.

Важные моменты при звонке:

  1. Если вы хотите, чтобы вас слышали и общались вежливо, ведите себя точно также. Конечно, если только на том конце провода вы слышите адекватного человека.
  2. Выслушайте собеседника. Вполне возможно, вам предложат какой-то выход из ситуации. Если долг продан в рамках цессии, то есть принадлежит не банку, а агентству, могут списать часть долга. Например, был долг 300 тысяч, а агентство выражает готовность принять от должника только 150 и зарыть дело. Кроме того, может быть предложен вариант реструктуризации.
  3. Если вам грубят, просто бросайте трубку и не берите ее с этого номера. Если звонят с угрозами и "плохо" общаются, вести диалог бесполезно, так как цель звонящего - запугивание, а не конструктивное общение.
  4. Говорите о своих возможностях объективно. Задача коллектора - услышать от должника конкретные обещания, например, внести на счет 5000 до 10 числа текущего месяца. И говорите только о реальных возможностях. Если обещание не выполнить, давление будет сильнее, вам не будут верить.
  5. Общайтесь грамотно, уверенно, ничего и никого не боясь. Если будете мямлить, на вас будут наседать психологически гораздо сильнее.
  6. Записывайте все разговоры, в телефонах есть функция записи звонков, тексты СМС-сообщений тоже сохраняйте. Если звонящий будет перегибать палку, у вас на руках будут документальные доказательства правонарушения.
  7. Узнайте данные о звонящем в самом начале диалога. Нужны имя и фамилия самого коллектора и название агентства, которое он представляет. Запишите эту информацию и сохраните.
  8. Если не собираетесь ничего погашать, так и говорите. Просите взыскателей обращаться в суд.

Если коллекторы трезвонят не самому должнику, а его родственникам или вообще третьим лицам, вообще не нужно вести с ними диалог. Они звонят, требуют вернуть деньги за должника, что противозаконно. Если уверения, что гражданин не имеет никакого отношения к долгу, не помогают, можно смело обращаться в ФССП или прокуратуру.

Как общаться с коллекторами: советы

Самое главное - действуйте правильно в юридическом смысле. Есть законодательные инструменты, которые помогут избежать давления и угроз, обязательно ими пользуйтесь. Как только вам по телефону нагрубили или высказали угрозы, бегом в полицию и прокуратуру. И для этого совсем не нужно нанимать юриста.

 Не теряйте чувства собственного достоинства, говорите с коллектором на равных. Если проявить психологическую слабость, на вас будут давить все сильнее. Особенно часто давление исходит от коллекторов МФО, когда граждане берут простые займы через Контакт и другими методами.